Экономия на экологии
Депутаты, экологи и горожане выступают против планов мусоросжигания
Городская
целевая программа по обращению с коммунальными отходами переносится на
один год, сообщили вчера на заседании комиссии Мосгордумы по
экологической политике.
Ранее планировалось, что
программа заработает уже в текущем году и продлится до 2015 года, но
представители ГУП «Экотехпром» (организация, реализующая большую часть
программы) информировали собравшихся о переносе сроков на 2010--2016
годы.
Впрочем, проект программы уже обследовали аудиторы
Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы. Вчера они представили свой
отчет: контролеры нашли ряд недостатков в документе. Среди основных
претензий КСП было, например, отсутствие территориальной модели
реализации программы. «Программа не имеет детализации по территориям, а
они у нас в городе разнятся по целому ряду параметров», - рассказал
аудитор Сергей Корнюхин. Другими словами, к разным районам (по
количеству населения, по наличию промзон и так далее) разработчики
подошли с одинаковыми мерками. Хотя одно дело - мусорный завод в
промзоне, а другое - в жилом районе. Также аудиторы выявили
несоответствие проекта адресной инвестиционной программе (АИП) города
на плановый период 2010--2011 годов: некоторых запланированных
мероприятий "мусорной" программы в АИП нет, а значит, и финансирование
на них выделить невозможно.
А председатель комиссии по экологической политике, депутат Вера
Степаненко (фракция «Единая Россия») еще раз напомнила представителям
московской исполнительной власти, что «среди своих однопартийцев по
Мосгордуме сторонников мусоросжигания она не знает». Вера Степаненко не
случайно специально акцентировала внимание на термической утилизации
мусора.
Действительно, в предварительном проекте программы (копия документа
имеется в редакции) довольно явственно просматривается крен в сторону
термической переработки мусора в ущерб другим, более экологичным
технологиям - например, раздельному сбору и переработке мусора.
В частности, в проекте есть положение об увеличении мощностей
столичных мусоросжигательных заводов (МСЗ) с 740 тыс. тонн до более чем
3 млн тонн в год. Оно обосновано тем, что расположенные в Московском
регионе полигоны для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО)
практически заполнены. Там можно разместить не более 40 млн тонн ТБО.
При нынешних объемах отходов, поступающих из Московской области и
Москвы, этот ресурс будет исчерпан в течение трех-четырех лет.
При этом, уверяют авторы проекта, наладить переработку мусора так
быстро не получится. По их подсчетам, максимальное количество
населения, которое можно вовлечь сейчас в раздельный сбор отходов, не
превышает 10--15%, а количество собранного таким образом вторичного
сырья составит только 6--8% общей массы. Соответственно, по логике
разработчиков проще, как и планировалось с 2008 года, построить в
Москве еще шесть новых МСЗ дополнительно к трем имеющимся, чем
развивать и пропагандировать раздельный сбор и переработку мусора. А по
словам заместителя гендиректора ГУП «Экотехпром» Олега Большакова,
мусоросжигание еще и дешевле. «Развитие технической базы термической
переработки во время экономического кризиса - это еще и вопрос
экономии», - заявил он.
Правда, пока экологические организации и жители районов, где
собираются возводить МСЗ, придерживаются совершенно иного мнения.
Регулярно проходят митинги против этих планов, во многих округах
действуют общественные структуры активистов - противников
мусоросжигания. А «Гринпис России» даже выпустил специальную карту
будущей зоны загрязнений от МСЗ, куда попадает практически вся
территория столицы. «Зеленые» утверждают, что в радиусе 1 км от таких
заводов риску канцерогенных и других опасных заболеваний подвергается
все население, в радиусе 5 км - дети.
28.04.2009 / АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВ
Материал опубликован в "Газете" №76 от 29.04.2009г.
|