Золотой асфальт
Расходы на содержание федеральных дорог в 2010
году вырастут на 10 млрд руб. против изначально запланированных 62
млрд. Еще 10 млрд руб. будет выделено на поддержку дорожного
строительства в регионах. Такие изменения утвердили депутаты Госдумы,
принимая во втором чтении проект бюджета на 2010 год. Вопрос лишь в
том, сколько дорог и какого качества смогут построить регионы на
федеральные деньги. Какими бы ни были ассигнования, сегодня они и
оцениваются, и осваиваются не так эффективно, как хотелось бы, признают
чиновники. Виной тому устаревшие нормы и правила как в бюджетной
системе, так и в строительстве. Строительство дорог в России стоит очень дорого, на это
обратил внимание премьер-министр Владимир Путин, выступая на
экономическом форуме «Сочи-2009» в сентябре. Ничего удивительного,
ответил ему министр транспорта России Игорь Левитин, в отличие от
Запада в России принято включать в стоимость все подготовительные
работы. «В проекте, который выигрывает победитель на строительство,
заложены средства на выкуп земли, перенос коммуникаций, на расселение
жителей, которые попадают в зону строительства. А это примерно 30% от
стоимости одного километра дороги. В Европе это не так, поскольку там
все это делают на подготовительном этапе», — пояснил г-н Левитин. Но и 30% «подготовительных расходов» — лишь средняя
температура по больнице. В больших городах их доля намного выше. Так,
при строительстве первого участка Четвертого транспортного кольца в
Москве они составили две трети от стоимости контракта. «На основной
блок — дорожно-мостовые работы — приходится 38,9% совокупных затрат. То
есть более 60% — это освобождение участка», — разложил смету первый
руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Доходит до того, что сегодня проходка подземного тоннеля
оказывается сравнимой по стоимости, а порой и более выгодной, чем
строительство наземной дороги. Впрочем, в городских условиях это тоже
не лучший выход, поскольку благоустройство территории не менее важная
проблема, чем строительство дорог. «Нам предлагают опустить все кольцо
в тоннель, говоря, что так дешевле будет, — рассказывает главный
архитектор Москвы Александр Кузьмин. — Но когда мы идем по земле, мы
приводим в порядок большую территорию. А если будем проходить в
тоннеле, то весь гаражно-складской хлам сверху останется». В конечном счете расходы на освобождение территории все
равно должно нести государство, будь это федеральный или городской
бюджет. Другое дело, что честнее было бы отделить эти траты от
собственно дорожного строительства — так, как это делается в
цивилизованном мире. «Например, мы сейчас двум нашим концессионерам
готовим землю под строительство. То есть концессионер придет на землю,
которая не обременена никакими постройками, коммуникациями и т.д., —
рассказывал Игорь Левитин. — Причем делаем это за свой счет точно так
же, как это делается в Европе». В результате само строительство дороги
обойдется ничуть не дороже, чем в ЕС. СНИПы и нормы
Другая часть
проблемы — устаревшие строительные нормы, так называемые СНИПы,
существенно и бессмысленно увеличивающие стоимость строительства дорог.
«В наших строительных правилах заложены технологии, которым 20 и более
лет. Они не учитывают новые машины и механизмы и то количество людей,
которое необходимо сегодня на строительство дороги», — говорил ранее
Игорь Левитин. Не соответствуют реалиям и требования к скорости. В России
дорога в городе проектируется исходя из «идеальной скорости» — той,
которую теоретически может развить автомобиль на этом участке, будучи в
полном одиночестве при отличной погоде. Расчеты эти датируются еще
1960—70 годами. Естественно, в действительности городские скорости
гораздо ниже. Между тем, отмечает руководитель отдела организации
дорожного движения НИиПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев, величина
расчетной скорости движения является краеугольным камнем всех норм
проектирования улично-дорожной сети. От нее зависит проектирование всех
так называемых геометрических элементов дороги: радиусов поворотов,
кривизны подъемов и спусков. А от них, в свою очередь, зависит цена
дороги: чем выше расчетная скорость, тем больше радиус поворотов и тем
большую площадь они занимают; а высвобождать ее, особенно в городе,
очень дорого. В большинстве зарубежных стран дороги проектируются исходя
из разрешенной скорости движения. А она даже на скоростных магистралях
бывает ограничена 50—60 км/ч в городе и до 80—90 км/ч за городом. Сам
термин «скоростная» лишь гарантирует движение с данной скоростью без
задержек, вызванных светофорами или пробками. Например, в Японии
нормативы расчетной скорости зачастую на 10—40 км/ч ниже российских.
Именно поэтому в данной стране возможно даже строительство
автомобильной дороги, проходящей через офисное здание. Причем вопреки
опасениям некоторых отечественных специалистов аварийность от этого не
растет. «Нам следует изменить подход к нормированию соотношения
расчетных и разрешенных скоростей, — говорит Игорь Бахирев. — Очевидно,
что сегодня в городах на магистральных улицах и дорогах даже в ночное
время не наблюдается движения одиночных автомобилей, параметры которого
лежат в основе расчетной скорости, а высокие разрешенные скорости —
главная причина дорожно-транспортных происшествий». С проблемой устаревших строительных норм и правил
сталкиваются не только строители дорог. Недавно представители
столичного руководства на строительной выставке в Дюссельдорфе
присмотрели интересную технологию возведения гаражей, которая очень
подходит для столичной программы «Народный гараж». Технология бюджетная
и, главное, очень быстрая: гаражный комплекс на 350 машиномест могут
возвести шесть человек за 4—6 месяцев. Однако использовать данную
технологию у нас пока нельзя, так как она противоречит СНИПам. «Но
разве в Европе меньше заботятся о безопасности своих граждан?» — задает
риторический вопрос руководитель департамента дорожно-мостового и
инженерного строительства Москвы Александр Левченко. К счастью, в этом
вопросе, по словам г-на Левченко, есть согласие со всеми
заинтересованными ведомствами и необходимые изменения в нормы будут
внесены. Соглашается с точкой зрения московской мэрии и Минтранс.
«У нас устаревшие нормативно-правовая база и строительные регламенты, и
все это необходимо переделывать», — признавал недавно Игорь Левитин.
Более того, в недавнем послании Федеральному собранию президент Дмитрий
Медведев дал поручение разработать новые строительные нормативы, в
частности нормативы на строительство автомобильных дорог, что наконец
дает надежду на скорые перемены. «Нужно рассмотреть возможность
использования соответствующих норм Евросоюза для разработки наших
регламентов строительства», — подчеркнул глава государства.
АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВ
|